Моя Божественная Комедия. День шестой
С утра, когда я
проснулась, я чувствовала себя превосходно
и почти думать забыла о лодыжке. Конечно,
отек еще был заметен, но о боли, которая
одолевала меня еще ночью, несколько
часов назад, не осталось и следа. Все же
я решила не строить больших планов и
после завтрака просто пойти в центр, не
уходить далеко. На случай, если нога
вновь разболится после долгой ходьбы.
Хотя у меня было место, которое мне очень
хотелось увидеть до отъезда, я все же
не хотела рисковать.
После завтрака
я просто направилась в центр, но выбрала
не тот путь, по которому обычно ходила,
а после Английского кладбища свернула
влево, мимо ставшей самой любимой для
мен Borgo Pinti. Я брела по новым для меня
местам, никуда не спеша. Наслаждалась
сценами из каждодневной жизни итальянцев:
парочками, лежащими в обнимку на лавках,
школьниками, играющими в баскетбол
после школы, детьми, гоняющими голубей.
Туристов мне встретилось немного, потому
что я гуляла в отдалении от самых
популярных мест. Любовалась новыми
домами, каждый из которых неповторим,
такими же разнообразными церквями,
книжными лавочками и ресторанчиками.
Так я брела,
никуда не спеша и сначала вышла к мосту,
потом прошлась по набережной и перешла
на другую сторону Арно. И тут, когда я
уже оказалась в Ольтрарно — на другом
берегу, я почувствовала, что не могу
упустить шанс подняться на Piazza
Michelangelo, где над всем городом высится
копия Давида. Но меня больше, чем Давид,
манил туда крохотный — как казалось с
Кампанилы — собор, Сан Миниато Аль-Монте.
Он находится еще выше, чем площадь с
Давидом и издалека выглядит совершенно
игрушечным. Это было то самое, сокровенное
место, которое жаль было бы не увидеть
до отъезда.
Раз уж ноги
сами привели меня в Ольтрарно, значит,
так нужно было. Подъем наверх вовсе не
показался мне сложным, хотя думалось,
что нужно бы проявить больше осторожности
по отношению к ноге. Но нет. Нога вела
себя хорошо и не мешала мне наслаждаться
розовым садом, по которому я решила
подняться на Площадь Микеланджело
вместо того, чтобы выбрать прямую дорогу.
Розовый сад
словно бы многоступенчатый. Каждый раз,
поднимаясь на новый уровень, я вдыхала
все более и более обширную панораму
Флоренции. В саду проходил урок живописи,
и несколько человек рисовали за
мольбертами. А одна девушка сидела
вдалеке от всех, в самой гуще розовых
кустов и делала набросок города.
Неподалеку от нее села и я, чтобы сделать
пару заметок в блокнот.
Вот что я
написала:
«Накануне я
просила привести меня в то место, которое
станет для меня подарком в последний
день этого путешествия. И ноги сами
привели меня в Ольтрарно. Я в Giordino delle
rose. Дышу красотой и думаю, что вот здесь
я хочу пустить корни. Я пишу об этом и
слышу, как звонят колокола. Сегодня мне
несколько раз на пути попадались детские
школы. А здесь, в Ольтрарно, чудесный
малыш был похож на того, из моего сна
перед путешествием. Итальянский
черноглазый и черноволосый мальчишка,
который очень хочет, чтобы я стала его
мамой»...
Возможно, это
все фантазии, навеянные красотой
старинного города и моей восприимчивостью.
Но Флоренция настолько переполнена
жизнью, что хочется быть в самом ее
центре, слиться с ее биением, стать ее
истоком и руслом. Любить, быть любимой
и дарить новую жизнь. Все это были такие
естественные чувства, что я решила не
стесняться их излишней сентиментальности.
Удивительно
то, что когда я поднялась на площадь,
несмотря на час, близкий к закату, над
площадью разлилось солнце. Описать
переполняющие меня в тот момент чувства
сложно и просто одновременно. Я
чувствовала, как будто лечу. И еще,
хотелось вдохнуть эту красоту и радость,
чтобы они проникли в каждую клетку, и
чтобы потом можно было ими поделиться.
Наверное, я бы
так и не решилась опубликовать эти
заметки, если бы не осознание того, что
я хочу разделить все то, что я увидела,
с теми, кто еще этого не видел.
Правда, несмотря
на ощущение полета, это был еще далеко
не пик восторга. Пик наступил, когда я
таки поднялась по высоким ступеням к
Аббатству Сан-Миниато. Этот крохотный
собор — каким он виделся с Кампанилы и
Купола Дуомо, похожий на пряничный
домик, политый зеленой и белой глазурью,
оказался в реальности огромным монастырем
с кладбищем, хранящим секреты десятков
тысяч жизней. Место, в котором жизнь,
смерть и небесный, заоблачный, почти
мистический восторг, сплетены воедино.
Я пробыла там
совсем мало, чтобы успеть разглядеть в
деталях кладбище, на котором едва ли не
каждая могила украшена скульптурой,
внутреннее убранство собора, прилежащий
к нему магазинчик с выпечкой из монастыря.
Я даже не запечатлела на фотографиях
это место. Но я сидела на ступенях
огромной лестницы и испытывала прилив
жизненных сил, вдохновения и любви. И
этого достаточно.
Когда я спускалась
обратно к реке, наступали сумерки. И
стоя на берегу Арно, я смотрела на закат
такой, какого я нигде прежде не видела.
Небо было лиловым с розовыми разводами.
Лавандовое поле поселилось в небе и
постепенно накрывало весь город.
В кафе недалеко
от Понте-Веккьо я выпила кофе с нежнейшим
тающим во рту десертом и направилась к
моим новым друзьям, которые ждали меня
на ужин в таверне Divina Commedia.
Правда, когда
я дошла до Палаццо Веккьо, я вспомнила,
что есть еще одно место, не увидев
которое, я просто не смогу уехать.
Указатель к Дому Данте стоял напротив
таверны, но я долго плутала по узким
переулкам, прежде чем нашла его. Этот
адрес был и в моем путеводителе, но все
попытки до этого не приводили меня к
нему. Только после того, как за два дня
я прошла Чистилище и Ад — хотя внешне
мое попадание в больницу вряд ли сильно
похоже было на эти два места, внутренне
ощущения были подходящие — и вознеслась
в Рай (он теперь навсегда для меня такой:
плотно прилегающие друг к другу черепичные
крыши с огромным куполом Дуомо по центру,
освещенные солнцем, над которыми я
летала). Только после этого я могла
прийти к великому хитрецу-поэту и
прикоснуться рукой к камням дома, в
котором он жил. Когда я это сделала, он
улыбнулся.
Комментарии
Отправить комментарий